Россия - Экономика
Россия уже более года находится под экономическими санкциями со стороны Евросоюза, США, Японии и ряда других «западных» государств. Примерно столько же работает, хоть и со сбоями, эмбарго на ввоз продуктов питания из того же списка «недружественных партнёров». Всё это время центральные СМИ нам сообщают о работе над импортозамещением — замена импортных товаров на отечественные, произведённые на территории Российской Федерации. Как же работает данная программа и есть ли реальные достижения в этом направлении у страны?
Помимо продуктов питания, импортозамещение касается запчастей, сырья, комплектующих, оборудования и технологий, в ключевых для страны направлениях. Но обо всём по порядку.
Российская Федерация является одним из крупнейших производителей и экспортёров зерновых культур в мире. Но, помимо отечественной пшеницы, ржи и овса, наша страна закупает зерно в Казахстане. В первую очередь, закупаются те сорта, которые по природным условиям в России не выращиваются. Доля импорта составляет скромные 1-1,3%. Тут импортозамещение состоялось ещё 5-7 лет назад практически полностью.
Мясная отрасль до объявления эмбарго в России существовала, но сталкивалась из года в год с большими проблемами. В первую очередь, из-за большой доли польского и австралийского мяса. К слову, качественной говядины, которую принято подавать в ресторанах, всегда не хватало даже в СССР, не говоря уже о Новой России. Приоритет давался всегда молочным породам коров. Импорт мяса в Россию говядины составляет около 40% мяса, свинины — примерно 30%. До ввоза запрета, импортное мясо поступало в России из США, Канады, Евросоюза. Теперь же преимущественно из Белоруссии, часть — из Бразилии, Аргентины, Китая.
Замена курятины в России с западной на отечественную началась с «нулевых» и на данный момент составляет скромные 10%. Большая часть идет из Белоруссии, преимущественно в европейской части России. Также идут поставки из Бразилии, ранее — из США и Канады.
Несмотря на слухи о том, что вся «красная» рыба в России поступает из Норвегии, доля импорта в магазинах составляет на данный момент около 20%. С вводом эмбарго, с прилавков пропала норвежская селёдка, сёмга и форель, зато пришла отечественная, в том числе «дикая». Кто-то эта называет плюсом, другие — сожалеют о сокращении ассортимента.
Доля импортных сырок на рынке России всегда была большой. Объясняется это низким качеством массового недорогого сыра, которые делают у нас. Пожалуй, именно данная отрасль чаще всего и называется оппозицией, как пример неудачного решения с вводом эмбарго — мол сыры теперь вообще есть невозможно. Конечно, в России делают сыр мирового уровня, но его настолько мало, что рядовой покупатель не имеет шансы его увидеть в сетевом магазине, да и цена будет «кусаться». Доля импорта ещё год назад — 60%, теперь — около 30%. Основными странами, поставляющими сыры и молочные продукты были Германия, Финляндия, Польша, Эстония, Литва, Новая Зеландия, Беларусь, Украина. Теперь же сама ситуация вынуждает начать производство сыров, сливок, сгущённого молока и прочей продукции на территории России. Специалисты говорят, что реальный результат программы импортозамещения можно будет наблюдать только через 2-3 года, ведь требуется построить завод, закупить оборудование и коров, позвать европейских сыроделов для организации работы, наконец, научиться варить сыр. За полгода или даже год это сделать очень сложно.
Начнём с того, что в России растёт далеко не всё, к чему мы привыкли за 20 лет. Например, те же бананы или инжир. В итоге доля импорта в некоторых направлениях составляет 100%. В целом же, показатели импорта также высокие.
Например, доля иностранных яблок ещё год назад составляет 75%. Основной импортёр — Польша. Учитывая, что яблоки у нас растут даже в северных регионах, такая ситуация является катастрофической. Кроме того, удручает и качество — европейские яблоки невкусные, обработаны «химией» и практически не содержат полезные вещества. Ребёнку такое яблоко не купишь.
Доля импортных овощей – до 40%. Так картофель ещё год назад привозили из Бельгии, Голландии, Белоруссии, Польши, Египта. Из Турции и Испании привозят огурцы и помидоры; из Китая и Израиля – морковь, лук, сладкий перец.
В отличие от мясного и молочного рынка, заменить импортные овощи на иностранные можно относительно быстро — строительство теплицы со всей инфраструктурой занимает несколько месяцев. Уже на следующий сезон можно обеспечить за счёт одного кластера несколько областей свежими огурцами, помидорами, зеленью. До полного импортозамещения ещё далеко, но первые шаги сделаны. Например, в Смоленской области сейчас строится сразу несколько теплиц для выращивания овощей. Планируется не только выход на внутренней рынок, но и импорт в ближайшее зарубежье.
Ещё одна проблемная для России отрасль — промышленность. В некоторых сферах мы закупаем 100% оборудования, запчастей и материалов. Часто потому, что ничего отечественного нет. С падением курса рубля сама ситуация сделала за нас выбор — необходимо отечественное, потому как покупать из Европы, Китая и США стало в два раза дороже.
В последний год Россия активно налаживает производство комплектующих, организует подвёрточную сборку из иностранных деталей, делает свои попытки выхода на рынок. Процесс замены идет своим ходом, несмотря на то, что часть россиян и компаний с опасением приглядывается на российское, предприятия дорогостоящее, но известное, из Евросоюза.
В машиностроении, например, процесс импортозамещения идёт относительно успешно. За последние два года доля в закупках оборудования и станков упала на 30%. Специалисты говорят, что 6% заводов отказались от импорта полностью, закупая отечественное. Так, например, смазочно-охлаждающую жидкость для металлообработки СИНАПОЛ-ЭКТ теперь выгоднее купить на сайте techno-sozh.ru/items/sinapol-ekt-emulsol, а не искать альтернативу за границей.
Хуже всего состоят дела с отраслью высоких технологий: компьютеры, мобильные устройства, платы, комплектующие, системы управления. Доля импорта на низовом уровне составляет 100%. Специалисты говорят, что тут за считанные годы просто невозможно провести революцию. Во-первых, сборка и производства по прежнему выгоднее в Китае, чем на территории России; во-вторых, технологий в нашей стране просто нет, как и профильного оборудования, а конкуренты с Запада такое просто так не продают; в-третьих, у нас существует серьёзный недостаток специалистов в этих областях. Первые шаги в индустрии всё-таки есть: смартфоны, планшеты, процессоры для персональных компьютеров, программное обеспечение. Но почти всегда импортозамещением это назвать сложно — офис находится в Москве, а сборка проходит в Китае.
С этой отраслью дела обстоят куда лучше. Причина проста — даже если импортный цемент лучше, более низкая цена российского в 3-4 раза нивелирует эту разницу. С начала 2015 года дола импорта упала очень сильно — на 40%, в первую очередь, из-за падения курса рубля.
В итоге на данный момент примерно 40% отраслевых строительных предприятий не пользуются импортом совсем. Убавили свои аппетиты и машиностроители — доля иностранных материалов сократилась на 15%. Такая же доля компаний пользуются исключительно российским оборудованием для производства стройматериалов, а также строительной техникой. В металлургии дела чуть хуже — всего 6% предприятий не пользуются иностранным оборудованием, остальные вынуждены закупать пульты управления и компьютеры за границей. Цель на ближайшее время — сократить долю импорта как минимум на 25%, перевести несколько крупных предприятий, работающий на министерство обороны и правительство, полностью на отечественное. 69% компаний вынуждены пользоваться импортным оборудованием, в первую очередь, из-за нехватки отечественного или низкого качества.
Если советской промышленности в XX веке мог позавидовать даже более продвинутый Запад, то с развалом страны индустрия полностью провалилась. Одежда полностью закупалась в Китае, Турции, Украине, Белоруссии. У нас если и шили, то не благодаря, а вопреки. Лишь последние годы наметился перелом — отечественные компании закупили новое оборудование, наладили рынки сбыта, открыли фирменные магазины, повысили качество продукции. Всё чаще в магазинах можно найти футболки, штаны, куртки, шорты из России, а не Китая. Россияне обратили на это внимание и предпочитают более качественное отечественное. Импорт одежды уже упал на 30%.
К концу 2015 году российские компании планируют примерно на 25% расширить ассортимент покупаемого отечественного оборудования.
Доля иностранного оборудования в пищевой индустрии — около 20%.
Самые скромные результаты импортозамещения в химической промышленности, несмотря на то, что Россия является традиционным экспортёром удобрений, продуктов химической промышленности, сырья. Всего 15% химических предприятий за два последних года сократили долю импорта в инвестициях в оборудование. Руководство открыто заявляет, что будет придерживаться сдержанной политики импортозамещения из-за нежелания сокращать доли на внутреннем и мировом рынке. Причина банальна — с заменой оборудования может упасть и качество.
Конечно, один год для такого серьёзной задачи, как импортозамещение — это мало. Наивно предполагать, что из страны, которая не умеет производить сыры и станки для обработки алмазов, через 12 месяцев, мы начнём их продавать в Арабские Эмираты. Где-то не хватает средств, в другом направлении — противится сам бизнес, в третьем — технологии россиянам просто не продают, не желая терять большой рынок сбыта. Процесс занимает года, в некоторых отраслях - десятки лет.
Но надо признать, что «процесс пошел». С разной интенсивностью, с переменным успехом, с неудобством для потребителя, но он идёт и есть достижения. Уверены, что в некоторых отраслях мы просто не сможем заменить европейские или американские товары, да и не надо это — нужен ассортимент, выбор, разнообразие. Без этого в рыночных условиях падает качество и теряется сама идея конкуренции.
Комментарии ВКонтакте